Экипаж лодки

Лукьянов Фёдор Иванович
Капитан-лейтенант / Командир ПЛ «М-104»

Ширкунов Павел Владимирович
Командир отделения радистов
Старшина второй статьи

Козырев Михаил Петрович
Помощник командира
Старший лейтенант / Гвардии старший лейтенант

Пекарский Анатолий Иванович
Старшина группы рулевых
Боцман

Андреев Павел Александрович
Командир электромеханической боевой части БЧ-5
Старший инженер-лейтенант

Крикун Григорий Александрович
Командир торпедно-артиллерийской БЧ-II-III
Лейтенант

Еловенко Николай Алексеевич
Старшина группы электриков

Кабот Фёдор Фёдорович
Штурманский электрик / Командир отделения штурманских электриков
Секретарь комсомольской организации

Тарабрин Илья Прокопьевич
Рулевой сигнальщик
Участник Парада Победы в Москве

Удалов Александр Петрович
Краснофлотец
Трюмный машинист

Чумаков К. Е.
Старший лейтенант / Командир БЧ-1-4
Секретарь парторганизации

Фофанов Иван Елизарович
Старший краснофлотец
Старший рулевой

Молочков Пётр Петрович
Старшина второй статьи
Старшина группы мотористов

Симулин Павел Алексеевич
Торпедист / Корабельный кок
Старшина второй статьи / Командир отделения торпедистов

Арсеньев Михаил Николаевич
Старшина группы торпедистов
Корабельный кок

Самигулин Гариф Лутфутдинович
Старшина второй статьи
Командир отделения трюмных мотористов

Комраков Аркадий Петрович
Старшина второй статьи
Гидроакустик / Командир отделения акустиков

Бутков Павел Петрович
Старшина группы мотористов

Шалашов Дмитрий Михайлович
Командир отделения рулевых
Старшина второй статьи

Пушин Алексей Миронович
Краснофлотец
Ученик моториста

Серов Михаил Васильевич
Командир отделения рулевых
Краснофлотец

Ельшин Глеб Алексеевич
Ученик торпедиста
Краснофлотец

Муранов Павел Акимович
Моторист
Старший краснофлотец 


Личный состав подводной лодки «М-104» в Сормово, Горький, 23.06.1942 г.

Лукьянов Фёдор Иванович

Лукьянов Ф. И. Фото 1943 года


«Родился 19 июня 1913 года в с. Глухово Ногинского района Московской области в семье рабочих. Отец (1881 г. р.) – ткач и сторож ткацкой фабрики. Мать (1889 г. р.) – работница-автоматчица ниточной фабрики Глуховского текстильного комбината. Отец умер в 1943 году, мать – в 1967 году. Братьев и сестер не имею (все умерли в детском возрасте).

В 1931 году закончил Глуховскую среднюю школу и поступил работать учеником чертежника в механический цех Старопрядильной фабрики Глуховского текстильного комбината. В должности ученика чертежника и чертежником проработал до июня месяца 1934 года.

В июне месяце 1934 года по комсомольскому призыву был направлен для сдачи экзаменов в Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе. С июня 1934 г. по июнь 1938 г. являлся курсантом Высшего военно-морского училища им. М. В. Фрунзе. Училище закончил штурманом-подводником.

Проходил службу в Военно-Морском Флоте СССР в периоды:

- июнь 1938 г. – май 1939 г. – КБФ в должности штурмана на ПЛ "М-96";

- июль 1939 г. – декабрь 1940 г. – Северный флот – штурман ПЛ "М-96";

- январь 1941 г. – июнь 1941 г. – слушатель курсов подготовки командиров подводных лодок в г. Ленинграде при КУОПП им. С. М. Кирова;

- июль 1941 г. – май 1944 г. – Северный флот – в должностях помощника командира ПЛ "Щ-404" и "К-21", командира подводной лодки "М-104" ("Ярославский комсомолец");

- июнь 1944 г. – июль 1957 г. – Черноморский флот в должностях командира ПЛ "М-104", командира ПЛ "Щ-207", командира ПЛ "Б-35", начальника штаба 154 ОБПЛ, начальника Объединенной школы при 11 УОПП ЧФ;

- июль 1957 г. – июнь 1962 г. – начальник штаба 104 ОБПЛ в г. Горьком;

- июнь 1962 г. – март 1968 г. – командиром 51 УОПП КТОФ;

- 20 марта 1968 г. по выслуге лет уволен в отставку.

Участвовал в Финской (1939–1940 гг.) и Великой Отечественной войнах. Ранений и контузий не имею. Награжден 5 орденами и 8 медалями Союза ССР.

Из 34 лет военно-морской службы 30 лет были связаны с подводным флотом».

Фёдор Иванович скончался и был похоронен в 1971 году в Горьком. Архив, боевые награды, фронтовые фотографии и личные вещи переданы в музей Северного флота в городе Мурманске, где находятся в экспозиции по сей день.

Другие члены экипажа

Информация об остальных членах экипажа взята, в основном, из книги «Плещут холодные волны»

«Вот, например, помощник командира старший лейтенант Михаил Петрович Козырев. Он уже имеет богатый боевой опыт – плавал в должности штурмана на подводной лодке "М-171" под командованием капитан-лейтенанта В. Г. Старикова. 13 сентября 1941 года этот корабль проник в захваченный фашистами порт Лиинахамари. К сожалению, вражеских судов там не оказалось. И тогда в начале октября Стариков повторил прорыв в этот порт. На этот раз у причалов находились под погрузкой два транспорта. Выпустив торпеды и убедившись, что они попали в цель, Стариков погрузился на глубину 18 метров и развернул лодку на выход из гавани. Казалось, корабль отрывается от преследующих его фашистских сторожевых катеров. Однако случилось непредвиденное – на полном ходу лодка попала в противолодочную сеть и застряла в ней. Из сетей кораблю удалось вырваться, но преодолеть их не было никакой возможности. Тогда Стариков решил выбраться из ловушки, всплыв на поверхность и открыв по врагу артиллерийский огонь. По приказу командира на всякий случай приготовили всё необходимое, чтобы взорвать корабль, если прорыв не удастся. Маневр оказался удачен – использовав прилив, когда уровень воды поднялся, "М-171" переползла поверх сетей и вышла в море. Успешными были и другие походы "М-171". Многие члены её экипажа, и в том числе Козырев, были отмечены орденами и медалями. А саму лодку Военный совет флота в феврале 1942 года представил к преобразованию в гвардейскую. В марте, незадолго до опубликования приказа Наркома ВМФ, "Малютка" одержала очередную победу – потопила вражеский тральщик в Варангер-фиорде, вблизи острова Лилле-Эккерей. 8 апреля командиру "М-171" В. Г. Старикову было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот с какого корабля пришел Михаил Петрович Козырев!»

«Командир отделения радистов старшина второй статьи Павел Владимирович Ширкунов начал службу в 1936 году радистом на подводных лодках Северного флота. Свой боевой счёт открыл в июле 1941 года на лодке "Щ-402", где выполнял обязанности гидроакустика. О том боевом походе "Щ-402" хорошо знал и сам Лукьянов, о нём говорили тогда в Полярном. Именно с этого похода начался счёт потопленных подводниками Заполярья вражеских транспортных судов и боевых кораблей.

Фёдор Иванович читал характеристику П. В. Ширкунова и представлял мысленно, как проходил тот памятный боевой поход. Подводная лодка "Щ-402" вышла на боевое задание в район Порсангер-фиорда (Северная Норвегия) с целью перехвата и уничтожения вражеских кораблей. На поверхность лодка всплывала только для зарядки аккумуляторных батарей. Все наблюдения производились по акустическим приборам. Перископом пользовались лишь для определения места нахождения. Наконец, был обнаружен вражеский транспорт.

–Торпедная атака! – донесся из переговорной трубы голос командира лодки капитан-лейтенанта Н. Г. Столбова, которого отлично знал Лукьянов.

–Аппараты, пли!..

Две торпеды одна за другой с интервалом в 10 секунд выпущены из аппаратов. Затаив дыхание, весь экипаж подлодки вслушивался в забортные звуки. Басовито ухнули два взрыва. Значит, торпеды достигли цели. Вражеский транспорт пошел ко дну.

На "Щ-402" П. В. Ширкунов плавал до начала октября, участвовал во всех боевых походах, которые совершила эта подводная лодка. Здесь подводники приняли Павла Владимировича кандидатом в члены партии. Позднее, когда на Северный флот начали прибывать лодки типа "Л", его перевели с повышением на другой корабль. На лодке "Л-22" Ширкунов также совершил несколько боевых походов в море».

«Старшина группы рулевых, или, как иначе зовут эту должность на боевом корабле, боцман Анатолий Иванович Пекарский. Надо заметить, боцман на подводной лодке – фигура несколько иная, чем на надводном корабле. Там он прежде всего блюститель корабельных правил и традиций, болеющий за опрятный вид крейсера или эсминца; здесь, на подводной лодке, боцман – это прежде всего специалист, управляющий глубиной её погружения, рулевой-горизонтальщик. Лукьянов мог припомнить не один случай, когда команда командира "Боцман, всплывать! " звучала, словно приказ к спасению. И боцман, управляя манипуляторами рулей, своевременно уходил с глубины, действительно спасал экипаж от гибели, до которой оставалось не "четыре шага", как поётся в популярной песне, а гораздо меньше. Лукьянов хорошо знал и другое: как трудно управлять погружением и всплытием лодки, а еще труднее – стабильно держать её на заданной глубине. Чтобы погрузить подводную лодку, нужно одновременно держать в поле зрения, в памяти и в сознании стрелки глубиномера и аксиометра, положение воздушного пузырька в чуть изогнутой стеклянной трубке с подкрашенным спиртом дифферентомера. Нужно уметь предвидеть показание каждого прибора, чувствовать, как отразится отклонение той или иной стрелки в отдельности и всех их вместе, в совокупности на положении корабля в подводном пространстве, оперативно сочетать их взаимные перемещения по шкалам, учитывая при этом скорость хода, радиус циркуляции и ещё множество других сил, оказывающих влияние на корабль. Рулевой-горизонтальщик – это чуть ли не канатоходец в цирке. Впрочем, слово «чуть ли» тут, пожалуй, употреблено не совсем верно. Ведь если канатоходец может сорваться только вниз, то у горизонтальщика есть и другая опасность – выбросить лодку вверх, на поверхность моря. А это в боевых условиях почти всегда равносильно гибели корабля. И еще: у боцмана нет страховочных тросиков, как у канатоходца, от провала на глубину. У каждой подводной лодки есть предельный дифферент, достигнув которого, корабль срывается в стремительное погружение. Его очень трудно, а зачастую уже и невозможно остановить. Не случайно кривая этого погружения, вычерченная на графике, носит в обиходе у подводников выразительное название «кривой гибели». Короче говоря, многое на подводной лодке зависит от боцмана.

Анатолий Иванович Пекарский до прибытия на Северный флот проходил военную службу на Тихоокеанском флоте. В январе 1936 года принимал участие в выполнении особого задания на подводной лодке "Щ-117", которой предстояло добиться максимального пребывания в море зимой. В том походе экипаж отплавал два с половиной срока. Это был настоящий подвиг. И его по достоинству оценили партия и правительство. 3 апреля 1936 года ЦИК СССР наградил орденами весь личный состав подводной лодки "Щ-117", ибо очень значительным оказался вклад в освоение опыта подводных плаваний. Грудь Анатолия Ивановича Пекарского украсил орден "Знак Почёта"».

«На Тихоокеанском флоте отличную военную закалку получил и старшина группы электриков Николай Андреевич Еловенко. Профессию судового электрика он приобрёл в учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, куда в 1936 году был направлен военкоматом после призыва на военную службу. Из учебного отряда Еловенко попал на Тихоокеанский флот, плавал там на подводной лодке "Щ-110" под командованием Григория Ивановича Щедрина, с которым Лукьянов хоть и не был знаком, но о ком немало слышал».

«Павел Александрович Андреев дальнейшую свою судьбу также связал с морем. В 1948 году он окончил Высшие классы офицерского состава инженеров корабельной службы, а в 1956 году – Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А. Н. Крылова по специальности "инженер-кораблестроитель". В запас ушёл со службы на флоте в 1970 году в звании капитана II ранга».

«На различных подводных лодках и в штабах соединений подводных лодок Краснознамённого Черноморского флота и дважды Краснознамённого Балтийского флота служил после войны Григорий Александрович Крикун. В запас он вышел в апреле 1961 года, в отставку – в декабре 1978 года. После увольнения из флота в запас работал в научно-исследовательском институте и на опытном механическом заводе в Калининграде. Потом семья Г. А. Крикуна перебралась в город Ростов-на-Дону, туда, откуда, по сути дела, началась морская биография Григория Александровича. Ведь именно Ростовская областная комсомольская организация в августе 1939 года направила его на учёбу в Каспийское высшее военно-морское училище, после окончания которого Г. А. Крикун был назначен для прохождения дальнейшей службы на подводную лодку "М-104". В Ростове-на-Дону Григорий Александрович работал на заводе универсально-сборных приспособлений, потом в одном из научно-исследовательских институтов.

"В 1972 году, через 33 года после того, как Ростов проводил меня в бурное и длительное жизненное плавание, я возвратился вновь в этот город. Сейчас в связи с приближающейся сороковой годовщиной со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, имею полное основание доложить обкому партии, обкому комсомола:

— Ваше задание, ваш наказ я выполнил!

Сейчас работаю на заводе. Вношу свой посильный вклад в дело строительства коммунизма. Я хорошо знаю, что только труд – есть источник экономической мощи страны. А экономическое могущество нашей страны – необходимое условие успешности борьбы за мир", – писал Г. А. Крикун авторам этой книги».

«Не расстались с Военно-Морским флотом после окончания войны и некоторые другие члены экипажа "Ярославского комсомольца": рулевой Илья Прокопьевич Тарабрин (кстати, он был участником Парада Победы в Москве в 1945 году), старшина торпедистов Михаил Николаевич Арсеньев».

«Командир отделения торпедистов Павел Алексеевич Симулин после войны окончил Высшее военно-морское училище и служил потом на офицерских должностях».

«Другие подводники, уйдя в запас, нашли своё призвание в мирном труде. Как уже упоминалось выше, учёным, исследователем Антарктиды стал после войны бывший штурманский электрик Фёдор Фёдорович Кабот. Участник дрейфа на станции "Северный полюс-7", который продолжался с 24 апреля 1957 года по 2 апреля 1958 года, уже в конце 1960 года Ф. Ф. Кабот вновь покинул уютную городскую квартиру. 5 ноября 1960 года на дизель-электроходе "Обь" он отправился в составе Советской Антарктической экспедиции к далёким берегам шестого континента. 12 декабря судно прибыло к месту назначения. После разгрузки экспедиция отправилась на тяжёлых тягачах в глубь континента, чтобы построить научно-исследовательскую станцию "Новолазаревская". На этой станции Фёдор Фёдорович работал в должности младшего научного сотрудника по радиолокации до марта 1962 года. Именно там произошёл беспрецедентный в медицинской практике случай, о котором мы уже рассказали впереди, – операция врачом экспедиции Л. И. Рогозовым самого себя. В марте 1962 года из-за сложных ледовых условий корабль не смог пробиться к берегам Антарктиды, поэтому членов экспедиции перебрасывали на дизель-электроход "Обь" на маленьких самолётах с посадкой на айсберг. В мае экспедиция вернулась в Ленинград.

В конце 1966 года Ф. Ф. Каботу было предложено принять участие в 12-й Советской Антарктической экспедиции. На этот раз с частью членов экспедиции он добирался до шестого континента сначала на самолётах по маршруту Пакистан – Карачи, Цейлон – Коломбо, Индонезия – Джакарта, Австралия – Перт, а затем на дизель-электроходе "Обь" от Австралии до обсерватории "Мирный" в Антарктиде. В феврале 1968 года Ф. Ф. Кабот возвратился на Родину на научно-исследовательском судне "Профессор Визе". Последние годы Фёдор Фёдорович возглавлял гидрометеорологическую обсерваторию в Бресте, ту самую обсерваторию, где в феврале 1948 года после демобилизации из флота он начал свою трудовую деятельность сначала инженером, а потом начальником радиолокационной службы. За трудовые достижения и ценные научные исследования награждён Почётной грамотой Верховного Совета СССР и несколькими медалями Выставки достижений народного хозяйства страны. Имеет двенадцать Почётных грамот главного управления Гидрометеослужбы СССР и Главсевморпути».

«На родной судостроительный завод "Красное Сормово" имени А. А. Жданова, откуда в 1941 году уходил на Северный флот, вернулся бывший трюмный машинист Александр Петрович Удалов. До сих пор он руководит на этом заводе бригадой слесарей-монтажников. К боевым наградам краснофлотца добавились трудовые: медали "За трудовое отличие", "За трудовую доблесть", "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина". В год столетнего юбилея вождя революции, создателя Коммунистической партии В. И. Ленина в жизни А. П. Удалова произошло знаменательное событие – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1970 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий правительства ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот". Александр Петрович Удалов – член ЦК КПСС, почётный гражданин города Горького был делегатом XXIV и XXV съездов партии. Один из инициаторов движения горьковчан под девизом "В борьбе за высокую эффективность и качество работы – ни одного отстающего рядом", А. П. Удалов вместе с членами своей бригады возглавил на заводе "Красное Сормово" соревнование за выполнение к 60-летию Великого Октября задания двух с половиной лет десятой пятилетки. Слово передовиков производства с делом не разошлось. Досрочно выполнила бригада слесарей-монтажников, возглавляемая А. П. Удаловым, и задание одиннадцатой пятилетки».

О славном боевом и трудовом пути Александра Петровича опубликована статья в газете «На страже Заполярья» от 02.12.1971 года.

«На химический завод в Дзержинске, откуда был призван на флот в 1936 году, вернулся после демобилизации с "Ярославского комсомольца" бывший радиоакустик Павел Владимирович Ширкунов. Работал там мастером в одном из цехов, а после окончания в 1952 году вечернего химического техникума возглавлял сначала отделение, а потом и весь цех. В 1971 году ушёл на заслуженный отдых».

«В родные места, в Донецкую область, вернулся после окончания войны и электрик Леонид Николаевич Гриценко. Работает электрослесарем в производственном объединении «Укрпромводчермет» (г. Горловка)».

«В сельском хозяйстве нашёл своё мирное призвание бывший старшина группы электриков Николай Андреевич Еловенко. Окончив партийную школу в городе Астрахани, он возглавил парторганизацию колхоза "Победа Труда" Владимирского района, потом колхозники единогласно избрали его председателем этого хозяйства. Сейчас Николай Андреевич на пенсии».

И в мирном созидательном труде бывшие подводники показали образцы служения Родине, своему народу.


Наверх
Информация для связи:
Клуб IT&Digital директоров «я-ИТ-ы»
office@ciocfo.ru
+7 (902) 331-27-01