Строительство лодки

Российский подводный флот ведёт свою историю с события, произошедшего 19 марта 1906 года, когда по указу российского императора Николая II в классификацию судов военного флота был включён новый класс боевых кораблей – подводные лодки, а в состав Российского флота включены 20 подводных лодок «Форель», «Касатка» «Сом» и «Осётр».

Завод «Красное Сормово» – одно из старейших российских судостроительных предприятий – основан в 1849 году. Многое видели его верфи – от первых отечественных пароходов до танкеров и сухогрузов ХХI века, отвечающих самым высоким эксплуатационным требованиям, от канонерских лодок до уникальных атомных подводных кораблей. Самым значимым вкладом завода в оборону страны стали подводные лодки, которые строились с 1930 по 2005 год. За 75 лет подводного судостроения здесь построено и сдано ВМФ почти 300 боевых подводных кораблей, в том числе 26 с атомными энергетическими установками.

Строительство подводных лодок на сормовском заводе было начато «исходя из соображений иметь не на окраине, а в глубине Союза безопасную базу для постройки подлодок». Об этом провидческом решении многие не раз вспоминали с благодарностью во время Великой Отечественной войны, когда николаевские судостроительные заводы были захвачены врагом, а ленинградские оказались в блокаде.

Отправной точкой постройки подводных лодок является 14 июня 1929 года, когда на завод пришло задание Управления Военно-Морских сил на постройку первой подводной лодки типа «Щука» III серии с указанием довести строительство до 20 подлодок на случай войны. Был определён и срок ее готовности – 1 июля 1932 года.

У завода не было опыта строительства подводных лодок. Конструкция была разработана ленинградскими проектантами. В Сормово прибыла большая группа специалистов из Северной столицы, чтобы научить сормовичей этому новому для них делу.

Закрытых эллингов на заводе не было, пришлось закладывать первые лодки, как говорится, под открытым небом, на улице. Строили зимой, круглосуточно, на площадке, отделённой от Волги земляным валом. На бетонном основании закладывался килевой брус, к нему крепились «рёбра» – шпангоуты, при помощи клёпки они обшивались металлическими листами. Так создавался прочный корпус ПЛ. В народе за этим местом закрепилось название «Собачья площадка» (сейчас здесь ЦКБ «Лазурит»).

Закладка первой сормовской ДПЛ «Щука». Первый стапель

С наступлением весеннего паводка перемычка взрывалась, площадка затапливалась волжской водой – лодка всплывала и буксиром переводилась в заводскую гавань на достройку. Вырезались съёмные листы, грузились дизеля, компрессоры, аккумуляторные батареи, проводилось насыщение оснасткой. И ПЛ превращалась в грозный военный корабль.

В 1936 году заводу поручается строительство ПЛ двух новых серий: IХ-бис типа «С» (легендарные «Эски», «Сталинцы»), усиленной пушкой «К-100» (экипаж 45 чел.), и XII серии типа «М» («Малютка»), получившей название за свои размеры, с цельносварным корпусом, пушкой «К-45» и двумя торпедными аппаратами (экипаж 20 чел.). До 1941 года построено 34 «Эски» и 15 «Малюток».

Малая подводная лодка XII серии типа «Малютка» (проект 40)

Проектант ЦКБС-2
Главный конструктор П. И. Сердюк
Заводы-строители «Красное Сормово», «Судомех»
Число кораблей серии 46
Сроки вступления в строй 1938–1948 гг.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Нормальное водоизмещение, м3 208
Длина наибольшая, м 44,5
Ширина наибольшая, м 33
Осадка средняя, м ~ 2,8
Запас плавучести, % 25
Архитектурно-конструктивный тип однокорпусная
Глубина погружения, м 60
Автономность, сут. 10
Время непрерывного пребывания под водой, час 48
Экипаж, чел. 20–22
Энергетическая установка:
тип дизель-электрическая
тип дизелей 38 КВ
число х мощность (частота вращения, об/мин) дизелей, л. с. 1 х 800 (600)
тип ГЭД ПГ-12
число х мощность (частота вращения, об/мин) ГЭД, л. с. 1 х 400 (450)
число гребных валов 1
тип АБ свинцово-кислотная МЛ
число групп АБ х число элементов в группе 2 х 56
Скорость хода, узл.:
наибольшая надводная 14,4
наибольшая подводная 7,8
экономическая подводная 2,9
Дальность плавания (при скорости хода, узл.), мили:
надводная при нормальном/усиленном запасе топлива 655/1500 (14,4) или 1750/3380 (8,6)
подводная 9,8 (7,8) или 108 (2,9)
Вооружение
Торпедное:
число х калибр носовых ТА, мм 2 x 533
общее число торпед 2
тип торпед парогазовые 53–27, 53–38
Артиллерийское:
число х калибр АУ, мм 1 х 45 

В первые дни Великой Отечественной войны Государственный комитет обороны Постановлением № 1 обязал Сормовский завод выпускать танки Т-34, приостановив выпуск подводных лодок. В конце августа 1942 года в Сталинграде идут тяжёлые бои. Сормовичи приняли на свои плечи производственную программу Сталинградского тракторного завода, ежемесячно выпуская дополнительно 50 танков. За годы войны наша армия получила тринадцать тысяч сормовских танков (это примерно столько, сколько было построено во всей Германии за годы войны!).

При этом в январе 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление о возобновлении строительства ПЛ на заводе. За годы войны моряки получили 27 сормовских подводных лодок из 53, построенных в СССР за этот период. Они успешно воевали на всех флотах и самоотверженно действовали на вражеских коммуникациях.

Подводная лодка «М-104» была заложена 30 сентября 1940 года (строительный номер 301), и 10 апреля 1941 года корпус был построен. Однако из-за начала войны перевести лодку на завод № 402 (ныне ПО «Севмаш») не успели. До лета 1942 года лодка продолжала стоять на берегу.

Июль 1942 года. После пятого боевого похода командир ПЛ «К-21» Н. А. Лунин прощается со своим помощником. Капитан-лейтенант Федор Лукьянов назначен командиром новой ПЛ и уезжает принимать её в г. Горький. Слева – Герой Советского Союза Н. А. Лунин, в центре – Ф. Лукьянов, справа – инженер-капитан 2-го ранга Василий Добродский (фото из книги К. М. Сергеева «ЛУНИН АТАКУЕТ "ТИРПИЦ"»)

19 июля 1942 года пришёл приказ о назначении Лукьянова Ф. И. капитаном строящейся подводной лодки «М-104». На завод Фёдор Иванович прибыл 8 августа. Предстояло в очень сжатые сроки сформировать команду корабля, совместно изучить устройство ПЛ и организацию службы. Параллельно на заводе заканчивались работы по окончательному комплектованию лодки, подготовке и отправке её железнодорожным транспортом в Молотовск (ныне Северодвинск).

Наконец был подписан приёмо-сдаточный акт, и 27 августа 1942 года лодка была отправлена на завод № 402 для первой очереди достройки. 1 сентября эшелон прибыл на место. Почти три месяца шли достроечные работы на заводе, ходовые испытания и сдача курсовых задач экипажем корабля. Только после этого экипаж могли допустить к боевым походам. 25 ноября, вместе с ПЛ «М-105», лодка направилась своим ходом в Полярное. Двое суток лодки шли в сильный шторм, когда крен доходил до 30–40 градусов, но команды с честью выдержали это испытание. В Полярном лодки встретили, как героев. Перевод необстрелянной ПЛ с неопытным экипажем в шторм был обоснованным риском, т. к. в такую погоду практически исключены полёты самолётов и плавание вражеских подводных лодок у наших берегов.

Вторая очередь достройки проходила посёлке Роста, что под Мурманском, до 27 декабря 1942 года. После прохождения всех испытаний 12 февраля 1943 года был подписан приёмный акт. 22 февраля 1943 года указом наркома ВМФ СССР адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым был подписан приказ о присвоении лодке «М-104» названия «Ярославский комсомолец». Это был первый случай, когда советская субмарина получила не просто номер, а собственное имя.

В XXV годовщину празднования Дня Красной Армии и Военно-Морского Флота на причале в Полярном состоялась церемония передачи лодки Северному флоту.

Церемония передачи

Торжественный митинг

Церемония передачи лодки. Первый в строю – командир электромеханической боевой части БЧ-5 старший инженер-лейтенант Андреев Павел Александрович

Церемония передачи подводной лодки

Командир «Ярославского комсомольца» Ф. И. Лукьянов благодарит ярославцев за подводную лодку

Командир «Ярославского комсомольца» Ф. И. Лукьянов благодарит ярославцев за подводную лодку

Делегацию молодёжи Ярославской области возглавил секретарь Рыбинского горкома комсомола Михаил Зыбин, секретарь комсомольской организации цеха, мастер резиноасбестового комбината Александра Соболева, секретарь комсомольской организации колхоза «Горшиха» Ярославского района Анфиса Щукина, секретарь комсомольской организации, агроном колхоза «Красный пахарь» Петровского района Антонина Малышева.

Церемония передачи

Ярославская делегация с командиром подлодки

Подводники «М-104» «Ярославский комсомолец» и гости-шефы.

25 февраля 1943 года Фёдор Иванович записал в своём дневнике: «Сегодня специально для шефов сделали выход в губу Оленью, показать им подводную лодку "в работе". Правда, погружение ПЛ прошло несколько шероховато. Появились откуда-то большие дифференты, да и крен при заполнении средней цистерны. Мы-то понимаем, что за такое погружение следует поставить двойку, но наши гости, особенно девчата, были в восхищении от "четкой" работы матросов. Как же? Команды следуют одна за другой. Четкие доклады. "Есть заполнить". "Есть продуть". "Есть дать воздух в среднюю" и т. д. и т. п. Крен 5–7 градусов на левый борт, дифференты то на корму, то на нос… Я стараюсь не ругаться. Креплюсь… Проходит 20–30 минут, а мы так до конца не удифферентовались… Но девчата – в восторге. Они, как котята, забились в щели и, конечно, ни черта не разбираются сейчас во всем этом хаосе сигналов, звонков, ревунов, хлопков кингстонов и клапанов вентиляции, шуме работы центробежного насоса, шипении воздуха…».

Делегация ярославского комсомола с личным составом лодки


Шефы уехали, а экипажу предстояло сдать финальные экзамены на право выйти в первый боевой поход.

Боевые походы М-104 «Ярославский комсомолец»

Наверх
Информация для связи:
Клуб IT&Digital директоров «я-ИТ-ы»
office@ciocfo.ru
+7 (902) 331-27-01